Экзопланета

экзопланета которой не было
  CC 2.0
652

Ученые были в восторге от возможности открытия первой экзопланеты с твердой поверхностью, но оказывается, что они были совершенно не правы.

Астрономия экзопланет, поиск планет, вращающихся вокруг других звезд, имеет две основные цели. Первая заключается в описании планет в нашей галактике, всех их странностей и необычных свойств. Вторая цель в том, чтобы найти планеты как можно более похожие на Землю по размеру, составу и положению в звездной системе. Тут мы столкнулись с проблемами, заключающимися в том, что чем меньше планета, тем труднее ее найти и труднее быть уверенным, что мы обнаружили именно планету, а не что-то еще.

Это повествование о планете — кандидате, известной как Gliese 581g, открытой в 2010 году. Это было захватывающее открытие. Gliese 581g, казалась, первой твердой экзопланетой на орбите своей звезды, на правильном расстоянии для того чтобы предполагать наличие жидкой воды на ее поверхности.

Теперь вердикт: Gliese 581g является экс — планетой, а не экзопланетой. Новое исследование, показало, что, те результаты наблюдений, которые принимались за признаки планеты, вероятно были вызваны «погодой» звезды, тем же самым видом магнитных флуктуаций, которые вызывают протуберанцы и пятна на Солнце. Но это еще не все, другой планеты в той же системе, Gliese 581d, вероятно, также не существует, по тем же причинам.

Вашей первой реакцией могут быть слова: «Глупые ученые! Как они могли так ошибиться?!» (Это не очень красиво, знаете ли.) Но ошибка есть ошибка. История с Gliese 581g подчеркивает, как трудно обнаружить экзопланету, и как наука в лучшем виде исправляет сама себя. Все результаты сначала должны быть приняты как предварительные, если они выживут под пристальным вниманием или (в идеале) подтвердятся другими исследователями, тогда мы можем доверять им. Это часто довольно медленно и может привести к столкновениям разных эго, но это то, как работает наука.

Звездная система Gliese 581 расположена на довольно близком расстоянии от Земли, всего лишь около 20,5 световых лет, но звезда слишком слаба, чтобы увидеть ее без телескопа. Астрономы обнаружили наличие нескольких экзопланет в системе. После открытия, сама звезда стала называться Gliese 581a, в то время как первая экзопланета обозначалась буквой «b», вторая «с», и так далее.

Эти планеты были найдены благодаря их гравитационному притяжению к звезде. На каждой орбите, планеты слегка тянут звезду, что может быть обнаружено с помощью эффекта Доплера. Очевидно, что это метод является наиболее полезным для очень массивных планет, вращающихся близко к звезде. Однако, как только одна большая планета была замечена, это может открыть возможность, увидеть гораздо меньшее влияние более легких планет в качестве дополнительного возмущения. Это все равно что ваш вес и вес вашей кошки в масштабах ванной: сама кошка слишком маленькая чтобы обнаружить ее, но если вы вынете ее из ванной, вы можете вычесть свой вес от общего веса вас обоих вместе.

В этом примере, вы точно знаете, что ваша кошка существует (особенно, если, она пытается достать вас когтями за такие трюки), но в случае с планетами вы не можете знать наверняка, что экзопланеты действительно вращаются вокруг звезды.

Вернемся к Gliese 581. Астрономы четко определили планеты — кандитаты «b», «c», «d», «e», «f», «g». (Планета «е» обладала самой низкой массой). Gliese 581a является карликом класса М или «красным карликом», эта звезда массивнее и горячее, чем Солнце. Это означает, что большинство орбит этих планет были ближе, чем даже орбита Меркурия от Солнца.

Из всех планет, «g», казалась самой захватывающей. При расчетной массе в три раза превышающей массу Земли, он должна была иметь твердую поверхность. Также была вычислена ее орбита, которая находилась в «обитаемой зоне» ее звезды, где жидкая вода вполне могла существовать на поверхности планеты. Правда, она было намного больше Земли, и гораздо ближе к звезде, чем Земля.
Но M карлики хаотичные звезды. Их поверхности покрывают магнитные бури, пропорционально более жестокие на Солнце. Штормы на Солнце могут вывести из строя спутники или мешать выработки электроэнергии на Земле. Мы можем только представить, что похожие процессы могут сделать с планетой, вращающейся вокруг М-карлика на половине расстояния орбиты Меркурия.

Почти с самого начала, некоторые астрономы высказывали сомнение, если даже Gliese 581g действительно существовала, то данные были неоднозначны в любом случае. Говоря обычным языком: нужно было больше наблюдений.

Так что, когда авторы наблюдений за Gliese 581A рассматривали ее в определенном типе света, излучаемого водородом, они пришли к выводу, что это было естественные колебания, которые имитировали эффект Доплера, приписываемого планете Gliese 581d. Это означало, что «d», вероятно, не существует, но еще хуже: обнаружение планеты «g» зависело от этого измерения. Без «d» нет и «g», твердой планеты в обитаемой зоне звезды. Когда астрономы внесли поправку на «погоду» звезды, доказательства обеих планет исчезли.

Это печально, таким образом попрощаться с первой твердой экзопланетой в обитаемой зоне. Тем не менее, с 2010 года исследователи обнаружили ряд других миров с теми же признаками сомнений. Пусть же экзопланета Gliese 581g, которой не существовало, будет напоминанием, что наука работает.